Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

1) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Данный раздел разработан в соответствии с требованиями к материально-техническому обеспечению в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью) и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ (Рособрнадзор) от 04 августа 2023 г. " 1493 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации".

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в сети "Интернет" и другое); физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения материалов и работ в информационной среде организации; проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; организации отдыха и питания; исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов.

Материально-техническое обеспечение реализации АООП соответствует не только общим, но и особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:

  • организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;
  • организации временного режима обучения;
  • техническим средствам обучения;
  • специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.

Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует общим санитарным требованиям, требованиям пожарной безопасности, антитеррористической защищенности и техники безопасности.

В соответствии с п. 3.6. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

«3.6.1. Материально-техническое обеспечение - это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.

Материально-технические условия реализации АООП должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам (возможным результатам) освоения АООП».

Материально-техническая база БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций.

В 2023-2024 учебном году в БОУ "Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1" Минобразования Чувашии обучается 338 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 331 инвалидов. Для них создаются специальные условия для воспитания и обучения. 

Паспорт доступности  школы:

  1. Акт обследования ОСИ к паспорту доступности ОСИ.
  2. Паспорт доступности.
  3. Анкета к паспорту доступности.

Оснащение и оборудование для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

  • оборудована входная группа и эвакуационный выход с пандусами, санитарный узел (на 2 этаже), оснащенные тактильно-визуальными знаками доступности для слабовидящих и кнопками вызова помощника;
  • в кабинетах широкие двери;
  • имеется специализированное учебное и спортивное оборудование для маломобильных групп населения;
  • размещены тактильные и предупреждающие знаки, мнемосхемы;
  • имеется ступенькоход;
  • бегущие строки;
  • тактильные плитки.





Наличие автостоянки (парковки) на территории организации или рядом, наличие выделенных парковочных мест для автотранспорта инвалидов

АВТОСТОЯНКА (ПАРКОВКА) РЯДОМ СО ШКОЛОЙ - присутствует.
НАЛИЧИЕ ВЫДЕЛЕННЫХ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТА ИНВАЛИДОВ - да.

а) о наличии оборудованных кабинетов:

Материально-техническое и информационно-техническое оснащение образовательного процесса в БОУ "Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1" Минобразования Чувашии обеспечивает реализацию требований ФГОС и реализацию образовательных программ в полном объёме.

Все школьные кабинеты имеют дверной проем без порожка, правильную прямоугольную форму, окрашены в светлые пастельные тона. Площадь учебных помещений позволяет свободно перемещаться на специализированных средствах передвижения.

Все кабинеты школы, библиотека, столовая, санитарный узел оснащены тактильно-визуальными знаками доступности для слабовидящих.

Классы оснащены достаточным количеством источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования. В кабинетах имеются мультимедийные проекторы, интерактивные доски с комплектом программного обеспечения, разработаны адаптированные основные образовательные программы.

В школе оборудован 21 учебный кабинет:

  • 11 кабинетов начальных классов;
  • 10 кабинетов для обучающихся 5-9 классов;
  • 9 мастерских (2 - кабинет слесарного дела, 2 – кабинет швейного дела, 1 – кабинет художественной росписи, 1 – кабинет сельскохозяйственного труда, 1 – кабинет столярного дела, 1 – кабинет гончарного дела);
  • 2 кабинета учителя-логопеда;
  • 1 сенсорный кабинет;
  • 1 кабинет "Совы";
  • кабинет «Домоводство»;
  • спортивный зал с раздевалками и душевыми;
  • кабинет ПДД;
  • библиотека;
  • актовый зал.

Учебные кабинеты оборудованы рабочим местом учителя (АРМ), рабочими местами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и для детей-инвалидов,  специализированной мебелью (стул ортопедический подростковый для детей с ДЦП, парта-конторка, интерактивное оборудование). Мебель для учащихся подобрана в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» с учетом роста учащихся, имеет соответствующую маркировку, розетки промаркированы.

Медицинские аптечки во всех кабинетах соответствуют требованиям. В наличии все инструкции по технике безопасности.

Оснащение кабинетов 80-100 %.

Образовательный процесс обеспечен специальным оборудованием, учебно-методическими комплектами, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом.  

Учебный кабинет

Кабинет "Швейное дело"

Кабинет "Гончарное дело"

Кабинет "Художественная роспись"

Сенсорная комната

Спортивный зал


В Учреждении имеется медицинский кабинет первичного приема (смотровой и процедурный кабинеты). Медицинское обслуживание учащихся осуществляется по договору с БУ «Детская городская клиническая больница» Минздрава Чувашии.

Врач-педиатр —  Чугунова Ольга Николаевна (каб. 207).

Медицинская сестра — Тельцова Надежда Владимировна (каб. 207).





В Учреждении   также   имеется   стоматологический   кабинет   (договор   с   АУ «Республиканская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии и кабинет врача-психиатра (договор с БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии).

Врач-стоматолог — Паутова Евгения Андреевна (каб. 221).

Врач-психиатр — Данилова Ирина Александровна (каб. 219).




б) о наличии оборудованных объектов для проведения практических занятий:

В школе имеются кабинеты для практических занятий: столярная и две слесарные мастерские, две швейные мастерские, мастерская "Домовенок", мастерская художественной росписи, теплица (учебно-опытная база по сельскохозяйственному труду), кабинет "Домисолька", кабинет ПДД, кабинет информатики, спортивный зал, 2 кабинета учителя-логопеда, сенсорная комната, учебные кабинеты.

Все кабинеты для практических занятий оборудованы рабочими местами для обучающихся, рабочим местом учителя, мебель для учащихся подобрана в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» с учетом роста учащихся, имеет соответствующую маркировку, розетки промаркированы.

Медицинские аптечки во всех кабинетах соответствуют требованиям. В наличии все инструкции по технике безопасности.

Оснащение кабинетов - 100 %. Кабинеты оборудованы в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2019 году.

Образовательный процесс обеспечен специальным оборудованием, учебно-методическими комплектами, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом. Рабочее место учителя оборудовано компьютером.





Во всех кабинетах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,

  • имеются широкие двери;
  • отсутствуют пороги.

Об объектах для проведения практических занятий

Перечень оборудования для проведения практических занятий

в) о наличии оборудованных библиотек:

Библиотека Учреждения считает своей главной задачей оказание помощи обучающимся в усвоении учебного материала, внеклассной работе в Учреждении, оказание помощи учителям в подборе методической литературы. Каждый обучающийся обеспечен основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для осуществления образовательного процесса по всем представленным на лицензирование образовательных программ в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Собственная библиотека Учреждения удовлетворяет требованиям по формированию фондов библиотеки учебного заведения. Обучающиеся обеспечены учебной литературой, дополнительной литературой: периодическими изданиями, энциклопедиями, справочниками, словарями, что соответствует существующим требованиям и лицензионным нормативам. Все обучающиеся регулярно посещают библиотеку, берут книги для уроков, работают в читальном зале. Особым спросом пользуются периодические издания, энциклопедии и справочные материалы по предметам.

Школьная библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.

Основными направлениями деятельности библиотеки являются: обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов; обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию.

Библиотека приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

- имеются широкие двери;

- отсутствуют пороги.

В библиотеке имеется уютный читальный зал совмещенный с абонементом. Для хранения фонда учебников предусмотрено отдельное помещение — книгохранилище.

Библиотекарь - Ковалева Альбина Николаевна.


Обед — с 12.00-12.30

Количество читателей за 2023/2024 учебный год:

Учащиеся — 338 человек

Педагоги — 70 человек

Объем библиотечного фонда:

− объем библиотечного фонда – 21 613 единиц;

− книгообеспеченность – 100 процентов;

− посещаемость – 3 199;

− объем учебного фонда – 13 558 единиц;

− художественная литература — 7 687 единиц.

Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджета.

Услуги, оказываемые библиотекой:

1. Обслуживание пользователей на абонементе.

2. Обслуживание пользователей в читальном зале.

3. Оказание информационной и справочно-библиографической услуги:

- выполнение тематических справок;

- тематический подбор литературы;

- составление информационных списков поступившей литературы;

- проведение библиотечных уроков;

- проведение индивидуальных библиотечно-библиографических  консультаций;

- проведение библиотечных обзоров литературы.

4. Проведение массовых мероприятий по плану работы школьной библиотеки.

5. Оформление тематических книжных выставок.

Ежегодно проводится анализ работы школьной библиотеки, а также  анализ по определению читательских потребностей обучающихся.

При записи в библиотеку проводится индивидуальная беседа с обучающимися, выявляются их интересы к чтению. Проводится анализ обеспеченности учебной и художественной литературы. В связи с увеличением числа обучающихся в школе, доля обучающихся, пользующихся учебной, справочной и художественной литературой из библиотечного фонда, по сравнению с прошлым годом стала выше, количество книговыдачей увеличилось.

В течение года проводятся выставки новых книг, тематические выставки, обзоры и рекомендательные беседы.

В библиотеке проводится работа с родителями, ежегодно проводится информирование родителей о наличии учебной литературы в библиотеке.

Ежегодно в Учреждении проводится экологический месячник, библиотека оформляет библиотечные книжные выставки «Твой дом – Планета Земля», проводит беседы «По страницам Красной Книги», к дню птиц проведен конкурс «Птицы – наши друзья».

Библиотека школы сотрудничает с детскими библиотеками города, в течение года обучающиеся посещают Детскую библиотеку им. А.П. Гайдара.

На методических объединениях учителей-предметников проводятся выступления с обзорной методической и художественной литературой.

Для обеспечения работы школьной библиотеки используются следующие нормативно-правовые документы:

- Федеральный закон «О библиотечном деле»;

- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

- Манифест школьных библиотек ИФЛА;

- Учет библиотечного фонда в образовательном учреждении;

- Паспорт библиотеки;

- Правила пользования библиотекой;

- План работы библиотеки на  учебный год.

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Направления деятельности библиотеки:

1. Работа с обучающимися (библиотечно-библиографические уроки; информационные обзоры; пропаганда бережного отношения к книге; литературные мероприятия).

2. Поддержка общешкольных мероприятий (оформление книжных выставок к предметным неделям; составление библиографических обзоров и тематических списков в помощь организаторам школьных мероприятий; предоставление и оформление помещения библиотеки к проводимым в школе мероприятиям библиотечной направленности).

3. Работа с учителями (выступления на заседаниях методических объединений, классных руководителей, педсоветах; обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы; отчеты о работе и планировании библиотеки; информационные обзоры на актуальную тематику; индивидуальная работа с педагогами).

4. Работа с родителями (выступления на родительских собраниях).

5. Пополнение банка педагогической информации.

6. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра школьной библиотеки.

7. Создание пользователям библиотеки условий для чтения необходимой литературы.

Перед библиотеками стоит задача формирования доступной библиотечной среды с учетом потребностей и возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе и в школьной библиотеке.

Фонд библиотеки специализированный, соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Школьная библиотека активно включена в социальную среду. Она одновременно выполняет функции мультимедийных, информационных, культурных и социальных центров, в которых помощь в учебной, профессиональной, досуговой деятельности получают на равной основе все пользователи, независимо от состояния здоровья, социального статуса и возраста.

Различные формы и методы работы позволяют библиотеке обеспечить пользователям с ограничениями в жизнедеятельности неограниченный, беспрепятственный доступ к информационным ресурсам.

г) о наличии оборудованных объектов спорта:

Учреждение работает в режиме, содействующем здоровью. Одной из главных задач является воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся с интеллектуальными нарушениями путем реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в образовательном учреждении. Цель здоровьесберегающей педагогики – формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Планируя работу в этом направлении, поставлены следующие задачи:

- знакомить обучающихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;

- создавать условия для формирования обучающихся культуры сохранения собственного здоровья;

- способствовать преодолению вредных привычек обучающихся средствами физической культуры и занятием спортом.

- проведение традиционных дней здоровья.

Чтобы воспитать у обучающихся положительные привычки, научить соблюдать правила гигиены, работниками школы разработаны правила формирования культуры здорового образа жизни, культуры и гигиены. Сюда входит контроль проветривания учебных помещений, организация зарядки и физкультминуток на учебных занятиях, контроль соблюдения учащимися санитарно-гигиенических требований.

Все мероприятия разрабатываются в соответствии с возрастными категориями, работа осуществляется через уроки окружающего мира, естествознания, домоводства, этики, физической культуры, а также классные часы.

В школе большое внимание уделяется спорту. Активное участие ребята принимают в различных спортивных соревнованиях: внутришкольных, городских, республиканских, где занимают призовые места.

На территории школы имеются следующие зоны:

  • зона отдыха - детская игровая площадка – для подвижных игр и отдыха обучающихся;
  • физкультурно-спортивная:
  • школьный стадион;
  • футбольная, баскетбольная и волейбольная площадки, беговая дорожка, гимнастический городок.



В здании школы имеется оборудованный спортивный зал с раздевалками и душевыми. Для проведения занятий имеется спортивное оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для спортивно-оздоровительных занятий.

Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надёжности, прочности и удобства. В спортивных залах создана безбарьерная среда.

При входе в спортивный зал 

- отсутствуют пороги;

- широкие двери.

Площадь спортивного зала с раздевалками и душевыми - 248,7 кв.м.

Спортивный зал оборудован в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


 


 

Все оборудование используется в соответствии с учебными программами, планами спортивно-оздоровительной работы, программами спортивных секций и планом спортивных соревнований.

Оборудование отвечает требованиям доступности, надёжности, прочности и удобства.

В школе реализуется программа «Здоровье», обеспечивающая создание условий для поддержания и улучшения здоровья обучающихся в режиме школьного дня.

На базе школы организованы спортивные секции, на занятиях которых закладывается основа развития здоровой личности.

д) о наличии оборудованных средствах обучения и воспитания:

Средства обучения и воспитания – это объекты (материалы и «орудие»), используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Выбор средств обучения определяется: задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Основным звеном в системе образования является содержание. Именно оно является тем ядром,  над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует взаимосвязи средств обучения.

Содержание образования в нашей школе реализуется на 3 уровнях:

1 уровень - урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок или занятие, он пытается наиболее полно отразить то содержание, которое входит в тему данного урока. 

2 уровень - учебный предмет. Содержание учебного предмета формируется исходя из объема часов выделенных на предмет и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.

3 уровень – весь процесс обучения. (На протяжении всех методов обучения в общеобразовательных учреждениях, охватывающие все содержание, т.е. учебные предметы, их количество, количество часов выделенных на каждый из них).

Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются специальные средства обучения и воспитания (специальные учебники и учебные пособия, образовательные программы, специальное оборудование и др.), а также используются аудитории, оснащенные необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер, средства усиления звука. Также используются интерактивные доски и видеоувеличители, специальные технические средства.


 В свою очередь в нашей школе используются на различных уроках и занятиях и идеальные, и материальные средства обучения и воспитания.

Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.

Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.

Демонстрационные – макеты, стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т.д.

Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы, электронные журналы и электронные дневники и т.д.

Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.

Учебные приборы – колбы, барометр, компас и т.п.

Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д.



В рамках национального проекта "Образование" и проекта "Альтернативная коммуникация - безграничные возможности", финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, были закуплены специальное оборудование и специальные средства обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В логопедических кабинетах имеются: логопедические тренажеры для коррекции устной и письменной речи, настенные  зеркала и индивидуальные зеркала для проведения артикулярной гимнастики, пособия по обследованию речевого развития детей, по развитию внимания, памяти и логического мышления, формированию звукопроизношения, формированию фонематического восприятия и звукового анализа, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи, наборы логопедических игр, компьютерные логопедические программы, предназначенные для индивидуальных и групповых занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В школе есть кабинет психологической разгрузки - сенсорная комната, где обучающимся предоставляется возможность расслабиться, отдохнуть, снять напряжение. Удобные кресла для релаксации, притушенный свет, тихая музыка, спокойный голос ведущего, все это способствует вхождению в расслабленное состояние. Использование методов саморегуляции позволяет управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, нормализовать дыхательный ритм, уменьшать и даже снимать болевые ощущения.


Имеются разнообразные материалы для проведения коррекционно-развивающей работы (дидактические и развивающие настольные игры), учебные пособия для развития познавательной сферы, световые столы для рисования песком и стол для акватерапии, разнообразные тактильные игровые дорожки.

Воспитательная работа с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с предоставлением возможности участия во всех мероприятиях, направленных на развитие нравственно-эстетического и патриотического воспитания. При необходимости оказываются волонтерская помощь и консультации специалистов.

Воспитательные мероприятия проходят в актовом зале Учреждения.

В актовом зале установлен проектор, экран, звуковая аппаратура, электронный флипчарт. Ступени лестницы и край сцены обозначен сигнальной лентой.

В школе действует психолого-педагогический консилиум (далее - ППк). ППк является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников школы, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством психолого-педагогического сопровождения.

В Учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с целью  создания оптимальных условий адаптации в социуме и социальной ситуации развития, соответствующей состоянию соматического и нервно-психического здоровья, индивидуальности обучающихся, обеспечивающей психологические условия для успешного обучения и развития личности обучающихся.

Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника является привлечение детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях. Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности  обучающихся, создают оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, повышения уровня профессионального мастерства, формирования портфолио, необходимого для трудоустройства. Обучающиеся ежегодно активно и успешно участвуют в конкурсах профессионального мастерства – чемпионатах Чувашской Республики «Абилимпикс».


В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» БОУ "Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1" Минобразования Чувашии создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

Основные направления охраны здоровья:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организация питания обучающихся;
  • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
  • профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
  • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
  • профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

е) о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:

В БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья№ 1» Минобразования Чувашии осуществляется доступ к информационным системам и телекоммуникационным сетям, в том числе, приспособленным для использования инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В Учреждении имеется кабинет информатики. В кабинете 12 стационарных рабочих и один компьютер – для учителя, которые имеют выход в Интернет. Договор на предоставление услуг связи (Интернет) заключен с ПАО «Ростелеком» (скорость – 100 Мбит/с). В школе установлен контент-фильтр.

Доступ к ресурсам сети Интернет обеспечен для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после 8 урока (с 15:00 до 16:00) в компьютерном классе. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.

В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация в соответствии с требованиям.







Доступ в сеть Интернет осуществляется ПАО «Ростелеком»  

Правила использования сети Интернет

При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

Об обучении с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий можно ознакомиться в разделе "Дистанционное обучение".

Все участники образовательного процесса (учителя, родители, обучающиеся) школы имеют доступ к АИС «Сетевой город. Образование»: https://net-school.cap.ru/;

Школа имеет официальный сайт в сети Интернет, электронную почту.

ж) об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся:

В образовательном процессе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и обучающимся с инвалидностью предоставлен доступ к образовательным ресурсам, размещенным в Каталоге образовательных ресурсов Интернет, в том числе официальным сайтам федеральных и региональных органов управления образованием, федеральным и региональным информационно-образовательным порталам, сайтам образовательных СМИ, электронным версиям энциклопедий, словарей и справочников, средствам для разработки электронных образовательных ресурсов и поддержки дистанционного обучения, ресурсам для абитуриентов.

Наиболее популярными являются:

https://edu.gov.ru/ - Министерство просвещения Российской Федерации

http://www.uznai-prezidenta.ru/ - Детский сайт Президента Российской Федерации

http://www.obrazov.cap.ru/ - Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

https://ikp-rao.ru - Институт коррекционной педагоги РАО

http://www.edu.ru/ - «Федеральный портал «Российское образование»

http://window.edu.ru/ - Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

https://educont.ru/ -Каталог цифрового образовательного контента

https://interneturok.ru - Уроки школьной программы

https://resh.edu.ru/https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа

https://infourok.ru/ - Ведущий образовательный портал России "Инфоурок"

http://km-school.ru/ - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://www.nachalka.com - Начальная школа детям, родителям, учителям

http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей

з) о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии:

БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Минобразования Чувашии жилых помещений в общежитии, интернате не имеет.

2) о специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Специальные условия для получения образования обучающимися ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания развития таких обучающихся, включающие и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").




а) об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:

Для обеспечения «равного доступа к образованию» всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Минобразования Чувашии созданы специальные условия, в том числе доступ в здание инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ):

1) перед входом в здание школы имеется пандус для обеспечения беспрепятственного доступа в учреждение лиц с нарушением опорно–двигательного аппарата, оснащенный  тактильно-визуальными знаками доступности для слабовидящих  и кнопкой вызова помощника;

2) при входе в здание на лестничных маршах обозначены контрастные ступени (выделены желтым цветом) для слабовидящих людей;

3) на первом этаже располагается туалет для инвалидов и лиц с ОВЗ, оснащенный кнопкой вызова. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ обслуживаются вне очереди;

4) при школьной территории имеется парковка для подвоза детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

5) на каждом этаже есть тактильные планы эвакуации (мнемосхемы);

6) на дверях центрального входа здания, на лестницах школы присутствуют жёлтые предупреждающие знаки;

7) перед каждым кабинетом имеются тактильные таблички с указанием номера кабинета и его назначения.

Учреждение зданий общежитий и интерната не имеет.

б) о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В соответствии с п. 4.1. "Специальные технические средства обучения" Приложения "Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации" Письма Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий" в БОУ "Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1" Минобразования Чувашии создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья :

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

- официальный сайт Учреждения адаптирован в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

- имеются средства информационно-навигационной поддержки, обеспеченные посредством оснащения входных групп вывесками с названием организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. Кабинеты дополнительно оснащены табличками, подписанными шрифтом Брайля. На каждом этаже есть тактильные планы эвакуации (мнемосхемы), а на дверях центрального входа здания, на лестницах школы присутствуют жёлтые предупреждающие знаки;

- имеется бегущая строка;

- присутствуют ассистенты, оказывающие обучающемуся необходимую помощь (в штате 5 ассистентов);

б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

- дублируется при необходимости звуковая справочная информация о расписании учебных занятий;

- в Учреждении имеются звуковые средства воспроизведения информации;

в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

- входы в здание доступен для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Имеется автономно-мобильное подъемно-транспортное средство перемещения людей на инвалидных колясках по лестницам (лестничный подъемник) для попадания в кабинеты, находящиеся на третьем и четвертом этажах. Имеется пандус, оснащенный тактильно-визуальными знаками доступности для слабовидящих и кнопкой вызова помощника;

- имеется санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата: туалет оборудован специальным унитазом, напольно-настенным откидным поручнем, раковиной, поручнем опорным для раковины, смесителем для раковины, крючком для костылей (травмобезопасным), тактильно-визуальными знаками доступности для слабовидящих и кнопкой вызова.

Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • компьютеры;
  • мультимедийные проекторы;
  • интерактивные доски;
  • 1 мобильный класс;
  • оборудованы кабинеты учителей-логопедов и сенсорная комната;
  • сенсорные панели;
  • портативная колонка;
  • тактильные средства обучения для организации коррекционно-развивающих занятий;
  • программы невизуального доступа к информации;
  • программы синтезаторов речи;
  • альтернативные устройства ввода информации;
  • устройства воспроизведения информации;
  • интерактивные комплексы,
  • интерактивные песочные столы - 5 штук;
  • интерактивный стол для акватерапии;
  • интерактивный стол логопеда «Logo PRO» (2 ед.). Интерактивный стол имеет предустановленное специальное логопедическое программное обеспечение «ЛОГОМЕР», «АЛМА», «АЛМА тесты», позволяющее вывести занятия с ребенком на новый уровень. Оно включает как специально разработанные игры для формирования правильного произношения, так и конструктор тестов, с помощью которого логопед сможет составить свои тесты, используя картинки, аудио и текстовые документы. 

Во время проведения занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Имеются электронные УМК, проводится подбор и разработка методических материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Имеется возможность дистанционного обучения детей инвалидов и лиц с ОВЗ через программу Сферум.  

Работает официальный сайт, на котором установлена версия для слабовидящих.

Для работы в сенсорной комнате используются методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние обучающегося через соответствующие органы чувств. Сочетание разных стимулов интерактивной среды сенсорной комнаты оказывает благоприятное воздействие на психическое, эмоциональное и физическое состояние.

В сенсорной комнате для оптимального функционирования имеется следующее оборудование: фибероптические модули, предназначенные для создания релаксационного светового эффекта в сенсорных комнатах, развития восприятия свойств и признаков предмета, развития тактильных ощущений, мелкой моторики, коррекцию нарушений зрительного анализатора. Функционируют подвесные модули: «Тучка», «Каскад», настенные модули «Зеркало», "Бесконечность", "Космос".

Для детей с ТМНР и РАС в рамках проекта "Альтернативная коммуникация - безграничные возможности", финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, закуплено специальное оборудование: альбомы и карточки Пекс, бизиборды, лабиринты для опорно-двигательного аппарата, коврограф "Ларчик", настенная панель "Сити" и др.

 

Обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам бесплатную и анонимную экстренную психологическую помощь можно получить следующим образом:

1. Позвонить на Единый круглосуточный общероссийский детский телефон доверия (для детей и их родителей) по номеру: 8-800-2000-122

2. Позвонить на Единый круглосуточный телефон доверия для взрослого населения Чувашии по номеру: 8-800-100-49-94

3. Позвонить на телефон экстренной психологической помощи (службу, действующую круглосуточно под патронажем Министерства здравоохранения Чувашии) по номеру: (8352) 58-31-31

4. Позвонить на телефон круглосуточной Интернет-службы экстренной психологической помощи МЧС России по номеру: +7 (495)989-50-50.

5. Позвонить на Всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия по номеру: 8-800-700-06-00. Телефон работает с 07.00 до 21.00 по московскому времени.

6. Позвонить на телефон Скорой круглосуточной психиатрической помощи по номерам: 112 или 03.

7. Позвонить на телефон Горячей линии помощи «Дети Онлайн» по номеру: 8-800-25- 000-15. Звонки принимаются в рабочие дни с 9.00 до 18.00 по московскому времени.

8. Заполнить заявку на онлайн помощь детям и подросткам в трудной ситуации от 6 до 18 лет в рамках проекта «Помощь рядом» на сайте: www.pomoschryadom.ru

9. Заполнить заявку на психологическую онлайн помощь родителям в рамках проекта «Я-родитель» на сайте: www.ya-roditel.ru

Возможно получение дистанционной психолого-педагогической, методической и консультационной помощи в рамках республиканского проекта «3:0» . Справки по телефону (8352)513199. Информация по ссылке: http://parents.cap.ru

Ссылки на нормативные правовые акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов